Постановление российского Правительства о повышении пошлин на иномарки, вступающее в силу 11 января 2009 года, вызвало волну недовольства среди автомобилистов Приморья, поскольку в крае сегодня более 90% легковых автомобилей - японские иномарки. В минувшее воскресенье во Владивостоке, Находке, других городах Приморья, а также Новосибирске, Красноярске, Иркутске прошли многолюдные акции протеста автомобилистов против повышения таможенных пошлин. Тысячи автомобилистов Владивостока подписались под обращением к федеральным властям, в котором они призывают отменить данное постановление.
Правительство поставило задачу региональным властям не допустить новых акций протеста против повышения пошлин на подержанные иномарки. Губернатору Приморья Сергею Дарькину и местной "Единой России" поручено успокаивать людей. В пятницу на совещании в Набережных Челнах с участием премьер-министра России Владимира Путина может быть снова поднят вопрос о пошлинах на подержанные иномарки. Власти опасаются, что из-за кризиса волнения могут выйти из-под контроля, пишут "Ведомости".
В понедельник депутаты Законодательного собрания Приморского края приняли обращение к правительству России с просьбой отложить вступление в силу указа. По мнению депутатов, повышение ввозных пошлин нанесет серьезный удар по автобизнесу во многих регионах России, тысячи человек, занятых в нем, могут потерять рабочие места. Члены Совета Федерации от Приморья Вячеслав Фетисов и Светлана Орлова обещали передать требования приморцев. На 21 декабря тоже назначены акции протеста. В анонимных sms-рассылках, направляемых приморским абонентам, содержатся призывы блокировать Транссиб и перекрывать автодороги.
Между тем в связи с кризисом власти не намерены допускать любых волнений в регионах: губернатору Сергею Дарькину и местной "Единой России" поручено успокаивать людей, причем не просто объяснять им, что причина поднятия пошлин - в кризисе, а просить подождать с акциями протеста и давать надежду, что местным властям удастся добиться отмены решения.
Приморские единороссы опасаются, что воскресная акция приведет к полной дестабилизации региона. Там запахло кровью, считает лидер организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков: акция не санкционирована, организаторов, способных держать ситуацию под контролем, нет, а митинговать собираются во Владивостоке автомобилисты со всего Приморья и выдвигают они различные требования - от повышения пенсий до смещения губернатора.
Краевой депутат, секретарь отделения "Единой России" Петр Савчук перечислил предложения краевой думы по выходу из локального кризиса, которые везет в Москву официальный представитель: открыть предприятие по сборке иномарок в крае (некоторое время назад два японских предприятия вели переговоры об этом с губернатором); дать отсрочку на пять лет для вступления в силу постановления о пошлинах; ввести льготные транспортные тарифы для привоза иномарок из Европы.
Кроме того, как отмечает издание, в правительстве рассматриваются и другие варианты: разрешить человеку с дальневосточной пропиской ввозить одну машину в год; сделать исключение в целом для региона. Официально в Минэкономразвития это предложение не обсуждалось, но "тема витает в воздухе", говорит чиновник ведомства, теоретически особый режим может быть введен, но не будет ли это дискриминацией других регионов. Впрочем высокопоставленный чиновник правительства сказал, что идея спецрежима для Дальнего Востока "на сегодняшний день не рассматривается": в России единое таможенное пространство и единые границы, никаких исключений быть не может.